30 октября, в день политзаключенного, в издательстве Babook вышла книга, в которой собраны ответы политзеков на вопросы Бориса Акунина. Это вторая часть анкеты «АВТО-ГРАФ».
Купить книгу можно здесь. Все деньги от ее продажи пойдут на помощь политзаключенным.
В анкете принял участие и Алексей. Ниже — его ответы:
Как бы вы себя сами определили? Кто вы?
От тюремной администрации я постоянно слышу недовольную фразу: «Что-то, я смотрю, у вас сегодня хорошее настроение…». Поэтому, наверное, так: я политический заключенный, который очень скучает по своей семье, работе и коллегам, но сохраняет хорошее настроение. А еще я, конечно, читатель. Большую часть дня я провожу с книгой в руках.
Во что вы верите?
В Бога и науку. Я верю, что мы живем в недетерминистской вселенной и обладаем свободой воли. Верю, что в этой вселенной мы не одни. Верю в то, что наши дела и поступки будут оцениваться. Верю в настоящую любовь. Верю в то, что Россия будет счастливой и свободной. И я не верю в смерть.
На что вы полагаетесь, принимая самые важные решения, — на разум или на внутреннее чувство?
Тут нет противоречия, и это ложная альтернатива. Эволюция устроила нас так, что мы не будем долго размышлять, увидев в постели змею. И не будем принимать мгновенные решения о том, как построить дом, в который не смогут заползти змеи.
Об этом есть восхитительная книга «Думай медленно, решай быстро» нобелевского лауреата Даниэля Канемана. Очень советую.
Что для вас самое главное в жизни?
Быть полезным обществу и оставаться хорошим человеком.
Что приносит вам больше всего радости?
Простые семейные моменты. Вроде того, что едем вместе на машине. Кто-то начинает дурачиться и петь, а все начинают подпевать. И не могут успокоиться, пока не перепоют кучу песен. И любовь и счастье переполняют всех.
Что вас больше всего огорчает?
Нежелание многих людей думать, непонимание элементарных причинно-следственных связей. Каждый раз, когда мне говорят что-то вроде: «На мою жизнь коррупция не влияет» или «Эти-то хоть наворовались, а новые придут и заново воровать начнут», я думаю: как так вышло, что сотни миллионов лет эволюции дали этому человеку удивительнейший мозг, а он им не пользуется?
Что, по-вашему, приносит человеку и человечеству больше всего зла?
Все, что нужно для торжества зла, — это бездействие добрых людей. Фраза, приписываемая многим, хотя никто точно не знает, кто ее произнес (я проверял). Она изумительно точна. Лицемерие нейтральности, «аполитичности», самоустранения, прикрывающее лень, трусость и подлость, — главная причина, почему кучка хорошо организованных злодеев помыкает миллионами на протяжении всей человеческой истории.
А больше всего пользы?
Участие в битве добра против нейтралитета.
Какой из видов искусства действует на вас сильнее всего?
Я люблю литературу и считаю, что разбираюсь в ней. Я люблю кино, музыку и архитектуру, но не разбираюсь в них. Что касается остальных видов искусств, то дипломатично скажу: «Я отношусь к ним с уважением».
А сильнее всего действует литература. Ведь она действует через твое собственное воображение. Что может быть сильнее этого?
Есть ли у вас любимая цитата или максима? Какая?
У меня не просто есть любимая максима. У меня есть любимая максима, в которой есть слово «максима»: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать правилом всеобщего поведения».
Это одна из формулировок нравственного закона Канта.
Очень похоже на знаменитое «золотое правило» из Библии («Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»). Библейский вариант милосерднее, кантианский, как мне кажется, ответственнее, и я выбираю его.
Следовать любому из этих правил очень сложно, но к этому надо стремиться.
Какая из прочитанных книг для вас стала самой важной?
«Приключения Гекльберри Финна». Прочитав ее лет в 10 или 11, я понял, что книги бывают не только скучные и полезные, но и такие, от которых невозможно оторваться, и смеешься на каждой странице. И начал читать. Мне всегда очень жаль людей, которые не читают книг, — скорее всего, им в детстве не повезло, и в руки не попала правильная.
Есть ли — в прошлом или настоящем — человек, которого вы считаете образцом для подражания?
Так много было и есть хороших людей: и смелых, и великих, и добрых, и умных, — что выбрать одного — это ограбить себя.
Что для вас сегодня Россия?
Место, где я всех понимаю и чувствую себя дома. Страна, где говорят на моем языке и живет мой народ.
Я способен разделять страну и правительство, поэтому в нынешние драматические времена я люблю Россию ничуть не меньше, чем всегда.
The trembling knees of Putin's crumbling system are on display. It attempts to project an image of strength and stability, but it is evident to all, including itself, that it lacks a solid foundation — the necessary support of the people. This is why these hysterical arrests are taking place.
On Friday, I got to know from journalists covering the trial that my lawyers were being raided. Then on Monday, journalists at the court informed me that my defense lawyer Vadim Kobzev, along with two other defenders whom I had last worked with over a year ago — Alexey Liptser and Igor Sergunin — had been arrested. I was also informed by the court that my lawyers Olga Mikhailova and Alexander Fedulov had «turned off their phones.»
I want to express my immense pride in my defense team. I truly appreciate every person who has been a part of it, both past and present. They are truly exceptional professionals who have diligently represented my interests within the confines of the law and upheld the highest standards of ethical conduct for lawyers. They have successfully refuted every baseless accusation against me. In addition, their extraordinary efforts in challenging my prison conditions have resulted in approximately three hundred court hearings in just one year.
It is absolutely absurd to accuse them of spreading «extremist messages.» For a significant time, every single one of their records has been thoroughly documented. Any correspondence between me and them is carefully censored for three consecutive days. Moreover, the room where I contact my lawyers is under constant audio and video surveillance.
The persecution of my defenders is clearly against the law and has only two purposes:
1) to retaliate against them for their outstanding work
2) to threaten society and, above all, the lawyers who dare to defend political prisoners.
I want to express my gratitude and support to Vadim, Alexei, Igor, Olga, and Alexander. I also want to extend my support and wish resilience to their families. Your loved ones are true heroes and the pride of their profession.
As someone who was once part of the legal community, I strongly encourage my fellow lawyers not to stay silent. We need to unite and speak out in support of our colleagues who are being persecuted for fulfilling their duty to help their clients. By doing so, we can work towards preserving the fundamental right to a fair defense.
Regarding the so-called «extremist activity» that the authorities label me with, I must say, that I don't need something like secrets, codes, or messengers for it.
My activity is grounded in my constitutional rights as a Russian citizen. In our country, no particular ideology can be imposed as the state ideology. Furthermore, every individual has the freedom to openly express their political beliefs.
I express mine. I am against Vladimir Putin. I believe that he has illegally seized power. I believe that he is a usurper and a corruptor. He is an illegitimate ruler and a promoter of corruption. I do not consider his entire team to be true statesmen, but rather accomplices to criminals. They are swindlers and thieves.
I have consistently encouraged citizens in the past, and I am continuing to do so now: whenever an opportunity arises, it is crucial to take action, express discontent, and vote against Putin and his United Russia party.
This is not extremism, but a legitimate fight against an illegitimate government.
Так проявляются трясущиеся коленки трухлявой путинской системы. Она хоть и пытается выглядеть надежной и твердой, как скала, всем (и ей самой, прежде всего) ясно: основы — достаточной поддержки граждан — у нее нет. Отсюда и эти истерические аресты.
В пятницу от журналистов на суде узнал, что у моих адвокатов идут обыски. В понедельник от журналистов на суде узнал, что арестован мой защитник Вадим Кобзев и двое защитников, с которыми я работал последний раз больше года назад, — Алексей Липцер и Игорь Сергунин. У моих адвокатов Ольги Михайловой и Александра Федулова, как сообщил мне уже суд, «выключены телефоны».
Я хочу сказать, что горжусь своей командой защиты. Всеми, кто в нее входил и входит. Это отличные профессионалы. Они делали свою работу, представляя интересы своего клиента в соответствии с законом и лучшими стандартами адвокатской этики. Они в пух и прах разносили любое очередное сфабрикованное обвинение против меня. Они вели огромную работу по обжалованию моих тюремных условий — за год около трехсот судебных заседаний.
Обвинить их в том, что они передают «экстремистские сообщения» просто нелепо. Уже очень давно все их записи фотографируются на входе и выходе. Любые документы от меня к ним и обратно цензурируются по три дня. Комната для встреч с адвокатами оборудована видео- и звукозаписью.
Преследование моих защитников демонстративно незаконно и имеет две цели:
1) наказать их за отличную работу;
2) запугать общество и прежде всего адвокатов, которые осмеливаются защищать политических заключенных.
Я хочу выразить признательность и поддержку Вадиму, Алексею, Игорю, Ольге и Александру. Хочу поддержать и пожелать стойкости их семьям: ваши родные — настоящие герои и гордость своей профессии.
Я призываю адвокатское сообщество, частью которого когда-то был и я, не молчать и выступить единым фронтом в защиту своих коллег. Вы же отлично видите, что их преследуют за помощь клиенту, уничтожая в их лице остатки права на защиту.
Что же касается того, что власть называет моей «экстремистской деятельностью». Знаете, мне для нее не нужны ни секреты, ни шифры, ни гонцы с сообщениями.
Моя деятельность основана на моем праве гражданина России, закрепленном в конституции. Никакая идеология не может быть установлена в нашей стране как государственная. И каждый может свободно выражать политические взгляды.
Я выражаю свои. Я против Владимира Путина. Я считаю, что он незаконно захватил власть. Я считаю, что он узурпатор и коррупционер. Вся его команда — это не государственные деятели, а подручные бандиты. Жулики и воры.
Я всегда призывал граждан и сейчас призываю: постоянно, всегда, при любом удобном случае действовать, агитировать и голосовать против Путина и его «Единой России».
Это не экстремизм, а законная борьба против незаконной власти.
Если есть в сидении в тюрьме какие-то плюсы, то один из них в том, что принимать многие решения тут проще.
Ты отключен от жарких дебатов. Новости о том, кто с кем спорил и о чем, получаешь спустя неделю. Но зато видишь сразу все позиции и аргументы сторон. И оцениваешь их не исходя из того, кто ловчее возразил и смешнее пошутил, а по убедительности доводов.
Поэтому на ту дискуссию о выборах, что страшно разгорелась сейчас (в том числе из-за моего резковатого поста), я могу посмотреть с некоторого удаления. И замечаю в ней удивительную штуку. Люди спорят яростно о том, какая стратегия на выборах лучше, но ни у кого нет ясно сформулированной позиции, которую можно превратить в призыв к людям.
Что такое ясная позиция? Вот меня прапорщик выводит из камеры и спрашивает: «Что на выборах-то делать?»
И ты даешь ему краткий ответ.
Ему будет непонятен ответ «создать давление на власть», «бороться с Путиным» или «голосовать против Путина».
Он обычный нормальный человек и задает вопрос, который предполагает только два варианта ответа:
1) Не ходи;
2) Иди голосуй за такого-то;
Вы можете ответить четко на вопрос прапорщика? Не можете, потому что пока вы точно знаете только, что в бюллетене будет Путин. Но вы не будете советовать голосовать за него. Всем (и мне) нужно больше информации.
Поэтому мой ответ прапорщику: «Рано еще. В начале января будет понятно»
Смотрите. Выборы президента-2024 пройдут 17 марта. Назначат выборы ориентировочно 15 декабря. В течение следующего месяца станет понятно, кто в них участвует.
Вариантов для избирателей всего три:
Читать дальшеСейчас мы расскажем вам историю, очень важную и очень показательную.
Не расстраивайтесь, пожалуйста, что речь не пойдет о Путине или Шойгу или Алине Кабаевой или о каком-нибудь другом нашем постоянном известном герое-жулике.
Читать дальшеСегодня мы с вами посетим Испанию, курортный город Марбелья.
Мы побывали здесь не для того, чтобы погулять по белоснежным пляжам или погреться под палящим испанским солнцем.
Приехали мы сюда с одной важной миссией: рассказать и показать вам депутата, который продолжает вести свой роскошный образ жизни. Даже сейчас, во время войны.
Читать дальше30 октября 1974 политзаключённые Кронид Любарский и Алексей Мурженко в Дубровлаге учредили день политического заключённого, чтобы добиться признания статуса политзека, отмены ограничений в переписке, посылках и передачах, увеличения количества свиданий с родственниками, получения полноценной медицинской помощи.
Главным жестом солидарности в этот день сталa символическая однодневная голодовка, которую держали не только политзеки, но и многие вольные люди.
Инициатива была быстро поддержана, как вы можете убедиться, читая мемуары политических заключённых в СССР. Принимать пищу в этот день считалось «последним делом». Даже несмотря на то, что тюремные администрации по всей стране наказывали всех, кто отказывался от пищи в этот день, бросая их в ШИЗО и карцеры.
Советская система развалилась, и в какой-то момент нашей истории политических заключённых в России не осталось.
Вместо дня политзаключённого стали проводить день памяти жертв политических репрессий. Логика была простой: зачем нам день политзаключённых, если у нас нет политзаключённых? Пусть это будет день памяти и истории.
Долгие годы главным мероприятием этого дня была проводимая накануне ежегодная потрясающая акция «возвращение имён». Люди выстраивались в огромную очередь, чтобы прочитать одну-две случайно выбранные фамилии из немыслимо огромного списка наших сограждан, кто был безвинно брошен в тюрьму, лагерь или был казнён.
«Возвращение имён» организовало правозащитное и просветительское общество «Мемориал».
Сегодня, в 2023-м году, «Мемориала» больше нет, он официально ликвидирован властью. А политзаключённые снова есть, и много. Власть в России возвращается к своим корням: арестам, репрессиям, закрытым процессам, демонстративному беззаконию под вывеской «суд».
В этой ситуации мы считаем правильно и нам обратиться к корням и традициям.
Мы проводим акцию 30 октября и возвращаем прежнее, снова актуальное название «день политического заключённого».
Диктаторы и тираны планеты не устают подчёркивать близость друг к другу. Будет правильно и политзекам всех стран проявить солидарность. Поэтому мы считаем день политзаключённого международным днём.
Мы призываем всех политзаключённых и тех, кто хочет выразить им поддержку, присоединиться к акции и отказаться от приёма пищи в этот день.
Владимир Кара-Мурза
Алексей Навальный
Вадим Останин
Лилия Чанышева
Даниэль Холодный
Илья Яшин
On October 30, 1974, political prisoners Kronid Lyubarski and Aleksei Murzhenko in Dubravlag established The Day of Political Prisoners to achieve recognition of such a status, abolition of restrictions on correspondence, parcels, and packages, increase in the number of visits with relatives, and receive full medical care.
The main solidarity action on this day was a symbolic one-day hunger strike, which was held not only by political prisoners but also by many free people.
The initiative was quickly supported, as you can see by reading memoirs of political prisoners in the USSR. Taking food on this day was considered «the last thing on Earth».
Even though prison administrations across the country punished anyone who refused to eat on this day by throwing them into SHIZOs and punishment cells.
The Soviet system collapsed, and at some point in our history, there were no political prisoners left in Russia.
The Day of Political Prisoners was replaced by the Day of Remembrance of Victims of Political Repressions. The logic was simple: why do we need a day of political prisoners if we have no political prisoners? Let it be a day of memory and history.
For many years prior to this day the annual amazing action «Returning the Names» was held.
People lined up in a huge line to read one or two randomly selected names from an impossibly huge list of our fellow citizens who had been innocently thrown into prison, camp, or were executed.
«Returning the Names» was organized by the human rights and educational center «Memorial».
Today, in 2023, «Memorial» no longer exists; it has been officially liquidated by the authorities. However, there are political prisoners again, and quite a lot of them.
The authorities in Russia return to their roots: arrests, repressions, closed trials, and demonstrative lawlessness under the label of «court».
In this situation, we think it is right for us to turn to the roots and traditions.
We want to organize the action on October 30 and return the former name, The Day of Political Prisoners, which is relevant again.
Dictators and tyrants of the planet are not tired of emphasizing their closeness to each other. It would be right for political prisoners of all countries to show solidarity too. That is why we consider The Day of Political Prisoners to be an international day.
We call on all political prisoners and those who want to support them to join the action and refuse to eat on this day.
Vladimir Kara-Murza
Alexey Navalny
Vadim Ostanin
Lilia Chanysheva
Daniel Kholodny
Ilya Yashin
Ну что же, по всей стране прошли выборы, и нет сомнения в том, что они были генеральной репетицией перед выборами президента, которые пройдут через полгода.
Как и нет сомнений в том, что этот день голосования обрисовал нам избирательную реальность, какой её видит наш обновлённый Путин. Провалившийся главнокомандующий, но вполне настоящий диктатор.
Хочу сказать пару слов об этой реальности и уроках, которые стоит извлечь из дня голосования. Главной характеристикой выборов стали, безусловно, фальсификации невиданных масштабов, но в этот раз они сопровождались ещё и почти полным отсутствием наблюдения.
Читать дальшеДавайте сыграем в игру. Мы вам говорим: буквально на днях пройдут выборы мэра Москвы. Не просто там какие-то мелкие муниципальные выборы, а выборы мэра столицы — одного из самых важных и влиятельных чиновников в стране. А вы отвечаете: кто в них участвует, кроме Собянина?
Читать дальше